из истории
Памятник архитектуры, созданный как напоминание о том, что мы смертны. Фиалы, дароносицы, люстра, буквы надписей, – всё сделано из человеческих костей.
В 1278 году польский король Отакар II послал седлецкого аббата Йиндржиха в Святую землю. Неизвестно, как справился монах со своей дипломатической миссией, но он не забыл прихватить горсть земли с Голгофы. Землю развеяли над находившимся возле монастыря кладбищем, что придало ему статус Святой земли. Вместе с таким «званием» к кладбищу пришла популярность – представители знатных семейств не только Чехии, но и Польши, Баварии, Бельгии хотели быть захороненными именно здесь.
XIV век значительно увеличил размеры кладбища и количество похороненных людей – по Европе свирепствовала чума. В 1318 году после эпидемии - похоронили более 30000 человек. Внесли свой вклад и гуситские войны начала XV века. Кладбище стало занимать более 3 гектаров площади. Многие могилы размывались, новые захоронения нарушали покой старых. Было решено при новых захоронениях выгребать из земли старые кости и складывать в церковь. Когда, после болезней и битв, жизнь в Седлеце стала входить в мирное русло, безвестный полуслепой монах не смог терпеть такого состояния полузаброшенного кладбища. Он стал любовно собирать косточку за косточкой и складывать из них в подвале часовни пирамиды. Их получилось 6, каждая высотой пирамид 2,5-3 метра. По разным данным, в костнице собраны останки 30 или 40 тысяч человек.
В 1784 году по распоряжению императора монастырь был закрыт, а его имущество и земли купили Шварценберги. Новым хозяевам не понравились груды костей, и костехранилище было поручено заботам Франтишека Ринта, резчика по дереву. Для дезинфекции и придания костям белого цвета резчик вымачивал их в растворе хлорной извести, очистил от остатков плоти и сделал из этого странного материала прихотливые украшения. Герб Шварценбергов, дарницы, огромные вазоны из костей. Особо выделятся люстра, при изготовлении которой были использованы абсолютно все части человеческого скелета – от фаланги пальца до копчиковых костей. На стене справа от входа автор оставил автограф, естественно тоже из человеческих костей. На эту работу у него ушли останки около 50000 человек.