А вот тут не про Америку, автор Россиянин с российского сервера.
Благие намерения и дурные условия.
Что мешает развитию благотворительности в россии.
Георгий Ильичев.
Общеизвестная истина - о состоянии общества судят по тому, как оно относится к детям, старикам и инвалидам. Массовая благотворительная деятельность - одна из важнейших составляющих социального государства, необходимость построения которого декларируется у нас с самых высоких трибун. Между тем на пути развития филантропии в современной россии стоит столько барьеров, что людям, желающим бескорыстно пожертвовать свои средства и силы на благо ближних, приходится серьезно задуматься: стоит ли это делать.
Можно всей душой не любить мир процветающего капитализма, но при всех пороках этой системы впечатляет один факт: 9 из 10 взрослых жителей сша жертвуют свои деньги на благотворительные цели. По данным агентства "вашингтон профайл", в 2001 году каждая американская семья пожертвовала в среднем $1620, или 3,2% своего годового дохода. Отечественные показатели несравнимо скромнее. И дело тут не только в низких доходах наших сограждан.
Положение вещей.
- Никто не считал, сколько людей участвует в нашей стране в благотворительной деятельности, - заявил "известиям" президент центра развития демократии и прав человека юрий джибладзе. - Согласно социологическим опросам, знают о деятельности благотворительных организаций 10% российского населения (10 лет назад - 4%). Конечно, это катастрофически мало, но хоть какая-то позитивная тенденция наблюдается.
- Нужна специальная работа, чтобы научить наших сограждан благотворительности, показать им, что пожертвованные средства не разворовываются, а идут на полезные дела, - говорит эксперт по законодательству о некоммерческих организациях алла толмасова. - Пока организаций, которые этим занимаются - целенаправленно проводят масштабные разъяснительные акции, - всего несколько десятков по всей стране.
Чтобы привлечь средства на нужды благотворительности, нужно распространять информацию - о том, что существует некая благотворительная организация, о том, чем она занимается, на что именно она собирает деньги, как предполагает их истратить, каковы ее успехи, каким образом человек без особых усилий может передать этой организации 10-20 рублей, где и когда он сможет узнать, как были истрачены собранные средства. Ничего этого нет. Много ли мы встречаем в газетах отчетов об использовании благотворительными организациями своего имущества?
тем не менее эксперты отмечают, что степень доверия к благотворительным организациям возрастает. Это связано с тем, что резко уменьшилось количество скандалов вокруг благотворительности, которые вызвали шумный общественный резонанс в начале и середине 1990-х годов. Многие из них были связаны с предоставленными отдельным благотворителям индивидуальными налоговыми льготами (национальный фонд спорта, различные организации ветеранов афганской войны), благодаря чему эти структуры занимались весьма прибыльными видами коммерческой деятельности, далекими от помощи нуждающимся.
Технологические неполадки.
В отличие от западных стран, где существуют очень простые системы сбора пожертвований: через кредитные карточки или чеки, в россии на пути развития технологий по сбору средств стоят серьезные правовые препоны. Не то чтобы они делают благотворительную деятельность невозможной, но очень сильно ее затрудняют.
Например, в россии каждый хотя бы несколько раз встречал на своем жизненном пути ящики для сбора пожертвований (по крайней мере в крупных городах). При этом между юристами и аудиторами до сих пор ведется дискуссия о том, правомерна ли установка таких ящиков.
- Поскольку власть всех подозревает в каких-то нехороших поступках (например, в уклонении от уплаты налогов) и, что греха таить, порой не без основания, то она подозрительно относится к любым операциям с наличностью - а тут кто-то собирает неизвестно какие суммы в какие-то коробки, - говорит толмасова. - Ни процедура сбора средств, ни способы составления отчетности по таким операциям законодательством не установлены, поэтому у сборщиков пожертвований в любой момент могут возникнуть проблемы.
- Частные лица по-прежнему тратят на благотворительность мало - их пожертвования в общих средствах благотворительных организаций составляют около 5%, - утверждает директор российского представительства британского благотворительного фонда caf (charity aid foundation) ольга алексеева. - И не только потому, что средний класс у нас только формируется. Чтобы пожертвовать свои деньги, надо с ума сойти - идти в банк, заполнять извещение, в котором не менее шестидесяти цифр, платить за услуги и при этом на тебя еще косо посмотрят.
Хочешь помогать - сначала заплати.
- Наше законодательство, к сожалению, не очень поощряет благотворительность предпринимателей, - говорит президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "опора" сергей борисов.
Сегодня в россии полностью отсутствуют льготы для юридических лиц, жертвующих деньги в социальную сферу. Не намного лучше обстоят дела со льготами для индивидуальных предпринимателей и просто граждан. Списать пожертвованные деньги со своего дохода, который облагается налогом, можно лишь в тех случаях, когда средства перечисляются определенным категориям получателей, преимущественно бюджетным учреждениям. Если человек жертвует деньги муниципальной школе, то он может при подаче декларации о доходах заявить о льготе (до 25 тысяч пожертвованных за год рублей - примерно 800 долларов - не облагаются налогом). Если же школа не муниципальная, то льготой воспользоваться нельзя.
В москве есть фонд, который помогает выпускникам детских домов. Его учредители считают, что одна из главных проблем сирот - адаптация к самостоятельной жизни, выбор жизненного пути. Поэтому фонд создал образовательный центр, где молодые люди могут восполнить пробелы в школьном образовании и подготовиться к поступлению в вузы и техникумы. Граждане, пожелавшие помочь такому центру, не вправе воспользоваться налоговой льготой. А ведь подобных негосударственных организаций довольно много, и они нуждаются в поддержке не меньше, чем государственный сектор.
Налог на тарелку супа.
Одна из проблем, связанных с налогами, тяжела для благотворительных организаций не столько финансово, сколько душевно. Речь идет о налогообложении граждан, получающих благотворительную помощь.
- В некоммерческом секторе это образно называют "налог с тарелки супа", - поясняет джибладзе. - С каждой порции еды, полученной неимущим в благотворительной столовой, он должен уплатить государству налог - 13% от ее стоимости. Ведь он получил доход, пусть и не в денежной форме! это же абсурд!
удержать налог организации, оказывающие помощь в натуральной форме (едой, одеждой, услугами), не могут - ведь денег они не выдают, и за счет своих средств заплатить налог тоже не вправе. Организация, оказавшая помощь, обязана сообщить о предоставленной помощи в налоговый орган, а человек, ее получивший, должен подать налоговую декларацию и заплатить налог самостоятельно. Огромное число организаций готово подвергнуться штрафным санкциям, но только не подавать сведения в налоговую инспекцию. И вовсе не потому, что скрывают какие-то неблаговидные поступки.
Как смотреть в глаза человеку, которому ты одной рукой оказываешь помощь, а другой в это время заполняешь справку о выплаченном ему доходе? если речь идет о тарелке супа - стыдно, а если о крупной помощи - не только стыдно, но и страшно за получателя.
Благотворительный фонд нашел деньги на дорогостоящую операцию за границей для больного ребенка. Маленького мальчика вместе с мамой отправили в германию. Фонд оплатил операцию, послеоперационный уход, дорогу и проживание матери. На все пришлось потратить около 50 тысяч немецких марок. Вся эта сумма, включая и медицинские услуги, признается доходом, и налог с нее составляет шесть с половиной тысяч немецких марок. Конечно, справку о доходах фонд подавать не стал.
Другая организация, оказавшая незамысловатую помощь продуктами одиноким старикам, проявила законопослушность и сведения о доходах стариков подала. Когда одной из бабушек позже пришло письмо из налоговой инспекции с требованием подать декларацию и заплатить налог, у нее случился сердечный приступ. С тех пор и эта организация справок не составляет.
То, что именно несовершенство налогового законодательства стоит на первом месте в списке причин, мешающих благотворительной деятельности предпринимателей, подтверждают социологи всероссийского центра изучения общественного мнения (таблица 1).
Под подозрением все.
- Налоги - это только одна сторона, препятствующая официальной благотворительности, есть еще и вторая, - объясняет ситуацию сергей борисов. - Если вы поговорите с любым финансовым директором малого предприятия, которое переводило деньги на благотворительные цели, то поймете - из-за этого оно сразу попадает под пристальное внимание правоохранительных органов.
Например, некая компания перечислила деньги ветеранам налоговой службы. Бизнесмены преследовали благородные цели - это организация отставников, оказавшихся в бедственном положении, кто-то лишился здоровья или стал инвалидом. Через некоторое время поступила повестка в прокуратуру - зачем вы перечислили средства в этот фонд? был разговор с пристрастием - а почему, а с какой целью? в следующий раз эта компания никому перечислять деньги уже не будет - лишний раз ходить в прокуратуру большого удовольствия нет.
Анализ судебной практики дает немало примеров российского принципа наказуемости добрых дел. До 1 января 2002 года благотворители еще могли воспользоваться налоговой льготой, но горе тем, кто ею воспользовался. Тюменьэнергобанк погасил задолженность за детское образовательное учреждение - в итоге два судебных процесса. Петрозаводский хлебозавод помогал своей продукцией ветеранским организациям и многодетным семьям - три судебных процесса. Акционерное общество "сенежский цбк" выделило деньги на ремонт школе и детскому дому - два судебных процесса. В конечном счете оштрафовать все эти организации не удалось, однако злорадствующий циник, узнав о подобном, может подумать, что вся благотворительность - жульничество.
Что же за претензии предъявили этим организациям налоговые органы? тюменьэнергобанк погасил задолженность прямым перечислением денег кредитору, а, по мнению налоговой инспекции, деньги надо было перечислить образовательному учреждению, которое в свою очередь перечислило бы их кредитору. Хлебозавод должен был оказать помощь не продукцией, а деньгами. Сенежский цбк написал в платежке "спонсорская помощь", а надо было писать - "благотворительная помощь".