Цитата:
Сообщение от Вега
Цитата:
Сообщение от t_d_
зачем баба-яга всех на лопате в печку суёт.
|
А пападробнее?
Тынц!
|
Цитата:
Сообщение от Ясна
Про лопату, да. Очень прошу.
|
Девочки, это - право, не на один реферат тема.

Времени сейчас маловато. Обозначу в двух словах, только общие понятия. Дальше - или сами, или потом.
"Лечила" она их. Обряд "припекания младенца" применялся при тяжких недугах и в общих чертах выглядел так - больное дитя оборачивали в тесто и на лопате грели в печи /разумеется только теплой/. Тесто потом уничтожали разными способами - закапывали или скармливали собакам.
Печь вообще сакральное место - как и любой очаг это место таинства. И способностью заставить его передвигаться обладают жрецы. Потому и лежит Емеля на печи, и обладает волшебным даром колдовства.
Рябая птица - проводник между мирами - огонь в печи - "кур", и изба курная, (курение из этой оперы), и петушки на крыше, и "крылья" дома, и перила /перья/ на крыльце /крыле у птицы/. И избушка на "курьих" ножках.
Ребенка клали на тесто в форме блина - это и по сей день "сакральная" пища - блины не рвут и тем паче не режут, берут только руками, пекут на похороны. Это символ солнца, как и колобок /коло -свасика - путь солнца/ Все это жертвенные дары.
При похоронах за покойником заметали его последний "след" метлой /видимо, чтоб не нашел обратный путь в мир живых/, а сам он не шел /несли или везли, чаще на санках (змеях-полозах)/ и получается, что вроде как "летел". Вот ведьмы на метлах и "летают".
В бронзовом веке получает распространение культура срубников. При погребении делается несколько венцов сруба.
Цитата:
Связь дома для живых с домом для мёртвых подтверждают и русские народные пословицы, записанные Далем В.И.: «Где ни стать ни сесть. Деревянный тулуп. Вотчина в косую сажень. Под дерновое одеяльце. Домок в шесть досок. В холодок, в темный уголок. Под заступ, под лопату». « Дома нет, а домовище (гроб) будет». «Несут гостя до погоста, хозяин новой земляночки». «Избу крой, песни пой, а шесть досок паси!». «Бойся не бойся, а гроб теши!». «Дом строй, а домовину ладь».[
|
Кроме того были и куклы "хозяева дома" с дверкой на груди /без запора/ в которые переселялись души ушедших предков. Для подобных кукол делали маленькие срубы на пнях дерева, и куда клали жертвенную пищу.
Если вспомнить и о "костяной ноге" - то мы получаем образ мумии живущей в домовине-погребении и использующей "транспорт мертвых".
И разумеется Яга - женский образ. Культ женщины-роженицы находит свое отражение в орнаментах вышивок и по сей день, А в сочетании с культом проводника между мирами пестрой курицы (несущей яйца - рождение мира) мы имеем некого "проводника между мирами" к которому приходят за советом. У Яги спрашивают дорогу, она знает где смерть Кащея, участвует в обрядах перерождения /с припеканием/ в новые образы (по сути она пытается излечить Иванушку ставшего козленочком), позволяет переходить в образы тотемных животных (Иван-медвежья голова), делает Василису премудрой. Т.е. по сути является положительным персонажем, жрецом, хранителем сакральных знаний.
Ну, и как попутное наблюдение (не более) - женщину и теперь иногда называют "курицей". Правда христианство повернуло первоначальный смысл. Но это только мои домыслы.
О дураках - как и многие другие - Дурак - это имя оберег, "первое" имя, которое отвлекало нечисть от обладателя. Дурак - как правило младший сын, не получивший еще взрослого имени. Примеры таких имен сохранились в современных фамилиях Крив - Кривцов, Хром - Хромов и т.д. Примером возрастно-порядковых имен являются - Третьяк (родился третьим) Малуша (младшая) /мать кн. Владимира/.
Блин, там столько всего - и гуси-лебеди - "транспорт" богов и демонов между мирами, полешко положенное на печку (либо в печку) превратившееся в мальчика (Лутоня). И путь колобка от которого откусывают по кусочку (убывающая луна). И почему не помогли Аленушке в поисках брата ни печка, ни яблонька, ни молочная речка, а помог ёжик (первые три - проводники в "верхний мир", а Яга проводник в "нижний". Ёжик живет "у корней"). А уж обратной дорогой (наверх) И печка и речка детям помогают.
Я затронул крайне малую часть того, о чем можно поговорить, и разумеется большая часть - не есть истина , а наблюдения, мои и чужие. Однако в источниках я стараюсь подбирать реальные археологические и этнографические исследования.