Показать сообщение отдельно
Старый 02.07.2014, 15:18   #467
Надежда
Постоянный участник
 
Аватар для Надежда
 
Регистрация: 09.04.2013
Записей в дневнике: 13
Надежда имеет неоспоримую репутациюНадежда имеет неоспоримую репутациюНадежда имеет неоспоримую репутациюНадежда имеет неоспоримую репутациюНадежда имеет неоспоримую репутациюНадежда имеет неоспоримую репутациюНадежда имеет неоспоримую репутациюНадежда имеет неоспоримую репутациюНадежда имеет неоспоримую репутациюНадежда имеет неоспоримую репутациюНадежда имеет неоспоримую репутацию
Отправить сообщение для Надежда с помощью Skype™
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от полуэкт Посмотреть сообщение
Теперь я про птичек расскажу, чего я в них разглядел.
Если считать, что свобода выбора есть только у правой птицы, то смысл картинки слишком очевиден и скушен. Даже если пытаться видеть предметы на картинке не конкретными, а абстрактными. Примитив. Не выбор у птички примитивный, а смысл картинки. В реальной жизни выбор между "да" и "нет" редок. Скорее всего, выбирать приходится между "да, но..." и "а если нет", или чем-то вроде того. Если же слишком далеко абстрагироваться от клеток, то теряет смысл и доска в равновесии, и вода, да и сама необходимость выбора. То есть модель дана скорее конкретная, чем абстрактная.

Я дополнил бы картинку так: правой птице добавляем длинный шнурок, который связывает ее и клетку. Птица может взлететь, но в следующий момент упавшая клетка уйдет под воду. Хватит ли длины шнурка, чтобы не утянуть под воду и птицу - неизвестно. А может быть клетка не столь тяжела, и птица сможет лететь, таща клетку на шнурке, но как долго она ее протащит - неизвестно. Левой птице открываем дверцу клетки. Левая птица и так уже может ходить, при этом стоит ей уйти с середины клетки - равновесие нарушится со всеми вытекающими. Но при открытой дверце левая птица может попытаться выйти из клетки, при этом есть риск не успеть выпорхнуть, как потерявшая равновесие доска скинет клетку в воду. Но если выпорхнет - она сможет просто улететь или попытаться помочь второй птице тащить клетку.

Вот теперь выбор есть у обеих птиц, и шанс есть у обеих. Они могут вместе провести сколько угодно времени в том положении, в каком находятся, а могут попытаться улететь обе без гарантии успеха. А могут попытать счастья поодиночке, но тоже без гарантии. При этом если одна принимает решение за обеих, она рискует и своей, и чужой жизнью. А если рискуют обе, то шансы на спасение у них не одинаковые и очень зависят от согласованности действий.

Теперь у этой картинки смысл усложняется: она дает повод для моделирования жизненных ситуаций, для обдумывания своего собственного житья-бытья, взвешивания ценностей. В чем я и вижу ее основное назначение. Как мы определяем степень своей свободы, как связываем ее с другими, как оцениваем, в частности, относительно ценности жизни, как оцениваем риски и ответственность, готовность к принятию решений. Простите за занудство.
Ваш вариант подходит если вместо птичек у нас люди. И только если эти два человека родственные души. Друзья, родные.. И так далее.

А теперь представим себе что *птичка*, которая вне клетки хочет утопить ту, которая в клетке.. Дверка клетки закрыта. Что ей остаётся сделать? Взлететь.. Дерево всплывёт. Оно не тонет.. Вот и рухнула иллюзия.. Я обжигалась на таких вещах, к сожалению столкнувшись с такой *птичкой*.. Поэтому грустно..( В среде людей бывают отродясь хитрые и подловатенькие..((
Надежда вне форума   Ответить с цитированием