Замок Шамбо́р (фр. château de Chambord)
Это самый большой дворцовый комплекс в долине Луары: около 160 метров в длину, 56 метров в высоту, 426 комнат и помещений (90 из которых сегодня открыты для посещения), 282 камина, 77 лестниц. Замок расположен посреди огромного парка площадью 5440 га - это площадь Парижа в черте города - и окруженного стеной длиной в 32 км.
Шамбор окружен большим старинным парком. Король не жил в Шамборе, но часто приезжал сюда поохотиться. А еще здесь устраивали шумные приемы и театральные премьеры. Пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» и «Господин де Персоньяк» впервые были поставлены именно в Шамборе. Чтобы обойти весь замок, потребуется несколько часов.
Один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в X веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции.
После взятия Милана Франциск I был очарован архитектурными шедеврами Северной Италии, и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка Блуа. Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе близ Амбуаза. В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года и окончившихся только в 1684 году, было занято более 1800 человек. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.
Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах со сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания.
В 1947 году, когда замок стал государственной собственностью, началась реставрация замка и сегодня залы Шамбора открыты для публики.
Замок Шамбор славится призраком графа Тибальда, некогда жившего здесь. Говорят, что в ненастную погоду в Шамборском лесу можно увидеть призрак графа, скачущего на лошади.
Винтовая лестница ведет на крышу замка в виде террасы с множеством башенок и каминных труб, украшенных скульптурой.
При ближайшем рассмотрении нельзя не почувствовать рациональности, симметрического совершенства архитектурной концепции и изящества деталей. К примеру, в Шамборе есть несколько оригинальных винтовых лестниц (одновременно поднимающиеся наверх и спускающиеся вниз люди не видят друг друга).
В замке нет больших парадных залов. Всего здесь 440 комнат.