|
Непостоянный участник
|
Сегодня 62-я годовщина окончания корейской войны.
"К июлю 1953 года всем сторонам конфликта стало ясно, что достичь военной победы разумной ценой будет невозможно, и что необходимы переговоры о заключении перемирия. Впервые стороны сели за стол переговоров в Кэсоне 8 июля 1951 года, однако даже во время дискуссий боевые действия продолжались.
Перспектива перерастания корейского конфликта в Третью мировую войну вынудила ООН согласиться на разделение Кореи на два государства с границей по 38-й параллели. Дуайт Эйзенхауэр, выбранный президентом США 4 ноября 1952 года, ещё до официального вступления в должность совершил поездку в Корею для того, чтобы на месте выяснить, что может быть сделано для прекращения войны.
Однако поворотным моментом стала смерть Иосифа Сталина 5 марта 1953 года, вскоре после которой Президиум ЦК КПСС проголосовал за окончание войны. Потеряв поддержку со стороны СССР, Китай согласился на добровольную репатриацию военнопленных. 20 апреля 1953 года начался обмен первыми больными и искалеченными пленными.
В начале лета 1953 года китайцы начали самое мощное, за время конфликта, наступление. В разгар этого наступления, после принятия ООН предложения Индии о прекращении огня, договор был заключён 27 июля 1953 года в Пханмунджоме (Panmunjeom), маленьком корейском городке расположенном в районе 38-й параллели. Вскоре боевые действия на корейском полуострове прекратились.
Примечательно, что представители Южной Кореи отказались подписать документ, так что все силы ООН представлял командир американского контингента генерал Кларк. Линия фронта была зафиксирована в районе 38-й параллели, а вокруг неё была провозглашена демилитаризованная зона (ДМЗ).
Генерал Уильям К. Гаррисон (слева) и генерал Нам (справа) подписывают соглашение о перемирии, которым закончилась Корейская война. Пханмунджом, 27 июля 1953 года.
Потери воевавших сторон убитыми составили: 40 670 человек потеряли войска ООН и 137 899 Южной Кореи, 60 000 своих погибших признает КНР (по оценкам США - 400 000). Кроме этого, в обеих Кореях, погибло, не менее двух миллионов гражданских лиц."
Довольно грустным фактом, стало уничтожение американскими истебителями, в день подписания соглашения о перемирии (27 июля 1953 года), советского военно-транспортного самолёта Ил-12, летевшего из Порт-Артура во Владивосток (по советской версии). Он стал последней "воздушной жертвой" той войны. На его борту был 21 человек - советские военные специалисты, направлявшиеся на территорию СССР из Китая (хотя в Википедии написано что пассажирами были члены семей специалистов.  ).
Ил-12 летел своим обычным рейсом, о регулярности которого, вероятно было известно и американцам. В тот день он попал в своеобразную "засаду", т.к. довольно большое количество американских истребителей патрулировали зону его пролёта.
Победу на свой счёт записал один из американских асов корейской войны - Ральф Парр.
Я, в своё время, перевёл его личный рассказ об этом событии. Из американской книги с воспоминаниями про корейскую войну. Если кому-нить это интересно, то - вот...
Нажмите для просмотра целиком
27.7.1953 IL-12
4 FIW, 335 FIS, F-86F Sabre, №51-12959
Capt. Ralph Parr – 10 kills
Наше задание было сопровождать несколько разведывательных самолетов около Ялу. Штаб ВВС хотел получить несколько хороших фотографий аэродромов МИГов, что бы можно было определить, сколько новых МИГов было переброшено из Китая.
Война должна была закончиться сегодня в полночь, и согласно договоренности, ничего нельзя было доставлять в Северную Корею. Военное оборудование, которое уже было здесь, включая МИГи – это все, что разрешалось оставить в Северной Корее.
Разведывательные самолеты не могли сделать фотоснимки из-за густой облачности на реке, поэтому мы направились обратно на К-14. Немного южнее от Намси-Донга на корейском побережье, я заметил серебряное пятнышко. Мы летели на высоте примерно 30000 футов, а самолет противника далеко внизу, может быть на 10000 футов. Я взял с собой ведомого, и мы направились вниз.
Это был транспортный ИЛ-12 серебряного цвета, с красными звездами на фюзеляже и крыльях. Я проверил свое местонахождение. В тот день нам определенно не нужно было быть на другой стороне Ялу. Убедившись, что мы были глубоко в Северной Корее, я сказал своему напарнику, что собираюсь сбить противника. Он был «сидячей уткой». Я зашел ему в хвост и дал пару залпов. ИЛ-12 загорелся, накренился и разбился в холмах. Он, возможно, курсировал в этом районе в течение месяцев, но сегодня ему не повезло.
Война закончилась в полночь, и я больше не думал об этом ИЛ-12. Затем я узнал, что меня вызывают в штаб дальневосточной авиации, и они спрашивают меня об этом русском самолете, который я сбил, находясь в 60 милях внутри Манчжурии. Красные подняли большой шум из-за этого. Они завели дело и преследовали меня в судебном порядке в Международном суде (Голландия).
Наши ВВС организовали полное расследование дела до того, как я должен был ехать в международный суд. Меня вызвали, вместе с моим ведомым. Пленку фотопулемета прокручивали снова и снова. Вопросы были всегда одни и те же: «Где ты был?», «Какой тип самолета это был?», «Как он был маркирован?», «Как Вы можете доказать это?». Когда все доказательства были представлены, ВВС решили, что я был прав. Самолет был точно таким, как я сказал, он был там, где я сказал, и его уничтожение было законным. ВВС защищали меня всеми этими доказательствами, когда дело передали на судебное разбирательство.
Американская пресса говорила, что я не делал этого. Русская пресса говорила, что сделал. Доказательства тянули в мою пользу, и в конце концов, русские просто отозвали дело. Я был реабилитирован, но слишком большая суета была из-за одного паршивого Ил-12!
В своём последнем интервью, незадолго до смерти (он умер три года назад в возрасте 88 лет), на вопрос о том инциденте, Парр не высказал сожаления. Просто сказал что "тот Ил-12 оказался в ненужное время в ненужном месте... "
|