Тема: Крым
Показать сообщение отдельно
Старый 26.03.2016, 14:00   #832
Вега
Постоянный участник
 
Аватар для Вега
 
Регистрация: 27.04.2009
Сообщений: 55,423
Вега имеет неоспоримую репутациюВега имеет неоспоримую репутациюВега имеет неоспоримую репутациюВега имеет неоспоримую репутациюВега имеет неоспоримую репутациюВега имеет неоспоримую репутациюВега имеет неоспоримую репутациюВега имеет неоспоримую репутациюВега имеет неоспоримую репутациюВега имеет неоспоримую репутациюВега имеет неоспоримую репутацию
По умолчанию

Немного из истории Крымской войны для любопытствующих.

Нажмите для просмотра целиком
Керчь

Цитата:
В 1854—1856 годах Крымский полуостров оказался ареной ожесточенной Крымской войны между Российской империей и коалицией государств, в которую входили Франция, Британия и Турция. 12 (24) мая 1855 16-тысячный корпус неприятельских войск высадился на Керченском полуострове, недалеко от г. Керчь. В полдень следующего дня, не встретив серьезного сопротивления, интервенты заняли город, оставленный русскими войсками.

В первые дни после начала войны, директор основанного в 1826 году Керченского музея древностей Александр Ефимович Луценко (1806-1884) выслал в Санкт-Петербург наиболее ценные вещи, но множество реликвий всё ещё оставалось на месте. В первые дни после занятия Керчи музей подвергся варварскому разграблению.
Заметим, что в вышеуказанном путеводителе проведение раскопок в Крыму приписывается французскому контингенту. Также, описывая занятие Керчи неприятелем, и обстоятельства, предшествующие Крымской кампании, И. Воронов писал: «Окрестности Керчи и возвышающаяся над нею гора Митридат богаты могилами, курганами и подземельными катакомбами, скрывающими в своих недрах прахи знатных с редкостными их дорогими украшениями, воинскими доспехами, облачениями, монетами и предметами культа и домашнего их обихода. Всё это было известно как в России так и за границей; однако раскопки описанных редкостей русскими археологами производились не особенно прилежно и весьма медленно, и до 1855 года ко многим могилам и курганам русская лопата ещё не прикоснулась, что дало неприятелю возможность в течение короткого пребывания его в Керчи, заняться тщательными раскопками и добыть немало редчайших и ценных находок, увезённых ими с собою, которые ныне хранятся в музее Парижа.

Между тем до Крымской войны французы усиленно хлопотали о предоставлении им права делать раскопки керченских древностей на известных условиях, с ежегодною за это платою в нашу казну значительной арендной суммы. Такое предложение было признано неприемлемым, и французы, как бы в отместку за это, воспользовались оккупацией Керчи, поспешно занялись раскопками древностей и приобрели даром то, за что прежде добровольно соглашались платить…» [2]. Тем не менее, о раскопках французов в Крыму уточняющих сведений найти не удалось, чего не скажешь о внушительном корпусе документальных и мемуарного характера данных, касающихся раскопок, которые проводили в Крыму представители английского войскового контингента.


Цитата:
На протяжении всего периода оккупации Керчи в городе в числе других англичан находился доктор Дункан Мак Ферсон (McPherson, 1812—1867), состоявший в Королевском географическом обществе и Археологическом институте Великобритании и Ирландии. Окончив медицинский факультет Эдинбургского университета, Дункан Мак-Ферсон с 1836 года служил военным хирургом в Мадрасе (Индия), а в 1840-1842 годах в 37-м гренадёрском полку в Китае. После этого он был снова переведён в войска Хайдарабадского контингента британских войск в Индии и в начале Крымской войны, по рекомендации его бывшего командира лорда Гоу (Gough), Мак Ферсон был назначен главным инспектором госпиталей турецкого контингента коалиционных войск.

Начиная с октября 1855, до июня 1856 года все свободное от служебных обязанностей время Мак Ферсон посвящал раскопкам в районе г. Керчь на Киммерийском Босфоре, о которых мы подробно расскажем ниже. По окончании войны находки доктора были переданы в Британский музей и вызвали большой резонанс в научном мире.
В подобных случаях мне всегда приходит на ум вопрос - Так кто такие варвары?





Цитата:
После возвращения в Англию Мак-Ферсон сделал ряд докладов и сообщений о своих раскопках в Керчи, которые были опубликованы в 1857 году в нескольких изданиях: «Журнале Королевского географического общества», «Записках Королевского общества литературы Великобритании», «Ежегоднике научных открытий: факты науки и искусства», «Журнале классической и сакральной филологии», «Журнале джентльменов». Наконец, в том же, 1857 году в Лондоне выходит книга Мак-Ферсона «Древности Керчи» [3] с полным и обстоятельным отчетом об археологических раскопках на Керченском полуострове.
Севастополь

Цитата:
С начала ноября до 14 декабря 1855 года неподалеку от английской штаб-квартиры под Балаклавой раскопки проводил англичанин Уильям Манро (Munro, 1818-1880), бывший полковником 39 пехотного полка.

Прибыв в Крым в канун нового 1854 года на пароходе «Золотое руно», 39-й полк принял участие в осаде Севастополя, проводя большее количество времени в окопах. Здесь Манро продолжал свое увлечение ботаникой и вскоре ему представился случай проявить себя и в качестве археолога.
Обстоятельства начала раскопок под Балаклавой описаны одним из первых в истории военных корреспондентов, Уильямом Говардом Расселом (1820-1907) и приведены в книге Мак Ферсона. 26 октября 1855 года в окрестностях Балаклавы на горе «Коль» (Кучук-Коль-Бурун?, Биюк-Коль-Бурун?) солдаты 39 полка собирали камни для строительства Балаклавской железной дороги и обнаружили древнюю круглую в плане каменную постройку. Здание к тому времени было уже значительно разрушено стоявшими здесь незадолго до того лагерем французскими кавалеристами. Отдельные камни были употреблены французами для строительства барака и кухни.

Один из солдат нашёл старинную монету и принёс её в лагерь, передав лейтенанту Нэшу (Nash), который в свою очередь отнёс её капитану Паттону (Patton) того же самого полка. Последний отдал монету полковнику Уильяму Манро, который, по словам корреспондента, был «антикваром». Обратившись в ставку, полковник Монро добился разрешения ежедневно задействовать 50 солдат своего полка для раскопок руин на горе.

В ходе раскопок солдаты Манро обнаружили восемь или десять медных монет того же типа, что и первая с крестообразными изображениями с обеих сторон, черепки различных сосудов с клеймами, похожими на арабскую вязь, кости животных и часть скульптурного изображения человека.


Цитата:
Однако предназначение круглого в плане сооружения оставалось под вопросом. По словам Рассела: «Полковник Манро решил, что он раскопал греческий храм, что керамические кувшины наполняла жертвенная кровь, стекая по желобкам на двух блоках, которые, по мнению полковника, являлись алтарями для жертвоприношения»

Кроме того, поблизости был обнаружен ряд могильных плит из мрамора и песчаника с низкорельефными изображениями.


Цитата:
Находки Манро, впоследствии переданные в Британский музей относились к периоду между III-II вв. до н.э. и II-III вв. н.э.










Цитата:
18 (30) марта 1856 года между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской и Османской империй был подписан мирный договор. Однако это обстоятельство не повлияло на ход работ группы Мак Ферсона. Раскопки продолжались. В кратчайшие сроки англичане вскрыли ещё две гробницы на глубине 12 метров от поверхности земли.

Узнав, что археологические раскопки продолжаются, русское командование обратилось к Мак-Ферсону с требованием немедленного их прекращения. После его отказа, русские власти подали официальную жалобу. По словам Мак-Ферсона в жалобе содержалось указание на то, что археолог будто бы эксгумировал останки недавно погибших русских солдат.
Цитата:
Отдавая, впрочем, должное интересу, который проявляло русское правительство к раскопкам Керчи до начала Крымской войны, Мак Ферсон, желая хоть как-то оправдать факт проведения своих раскопок и вывоза археологических ценностей, писал в своей книге: «Русский вандализм стёр все следы величественных руин, ранее здесь существовавших: стены древнего города [имеется в виду Керчь] были стёрты с лица земли и все его памятники уничтожены. С тех пор как русские овладели Крымом, они совершенно уничтожили все древние остатки его былого величия; его прекрасные архитектурные сооружения были растащены на строительный материал для их огромных унылых бараков». [3. Р.32].
Учреждённый военным министром Ф.Панмюром Комитет для оценки археологических ценностей отобрал 46 рельефных изображений, фрагментов архитектурных украшений и скульптур (список приведён в книге Мак Ферсона), и после их транспортировки их в Англию в 1857 году, полномочия комитета подошли к концу.

Находки групп Д. Мак Ферсона и У. Манро вошли в коллекцию Британского музея. Мак-Ферсон с удовлетворением завершал описание этого словами: «наконец реликвии достигли надёжной гавани»…


Обокрали и спрятали в "надёжной гавани"
Вега вне форума   Ответить с цитированием