Попался интересный материал, увы, многобуквенный ужасно. По памяти и коротко (он на винчестере который в сумке, а лезть под стол с утра как-то лень). И форум перелистывать лень, так что если было, просто пните и забудьте.
Вот взять Евклида с параллельными прямыми, он же был неправ. Сам Лобачевский сказал, они пересекутся, но очень далеко. Однако нас упорно учат что не пересекаются.
А почему? А потому что это упрощение вполне годится, мы редко бываем в бесконечности, так, раз в жизни, и то в самом конце. А все остальное время нам этих прямых не пересечь, так что нечего и умничать, верно?
Так вот, с законами Ньютона то же самое. Их кто установил? Британские ученые. Когда? В семнадцатом веке. За это время не протухнет только мумия. Сидел как-то раз еретик под яблоней, размышлял о пропорциях иерусалимского храма, и выводил из них дату 2064. Умственное занятие. И тут его по черепу ударила идея, и он с криком !еврика! написал про эф равно эмэм на эр квадрат. И мировая наука зашлась в экстазе. Все быстро выучили закон, а Кавендиш быстро измерил гравитационную постоянную. Ура! Всё это быстро запили яблочным сидром, любимым напитком британских ученых.
Потом появилась задача трех тел. Правда кошмарила она в основном астрономов, на радость учительницам физики. В проблему не вникли, а потом и просто позабыли, построив ЭВМ и решая ее численно. Как оказалось, зря.
А что делать? Представьте себе картину - вы идете в Академию наук и стучите: Ньютон был неправ, всемирного тяготения нет. Где мой Оскар (второй, шведский)? И нобелевка! Прикинули? Шурика в дурке вспомнили? Воот. Палата где наполеон сидел вполне подходит и для Противоньютона. А среди ученых любители интеллектуального суицида встречаются не чаще, чем летучие коровы. Не для того они диссертации писали, чтобы страдать за правду.
Однако шила в мешке не утаишь, и с появлением недорогих гравиметров проблема вновь обеспокоила бритов. Резонно считая, что если 157 килограммовая гиря позволила зафиксировать гравитационную постоянную триста лет тому назад, то уж современный-то прибор легко покажет... гору.
Черта с два! Он гору не показывал, будто она и не тяготеет. По вертикали работает, а горизонтально нет. Ладно, сказали британские ученые, уложили в чемоданы прибор, карточку Виза и презервативы, и поехали туда где горы выше, чем их населенные нечистью полые холмы.
И вновь получился облом. Прибор не показывал и горный хребет тоже. Совсем. Яблоки падали строго по астрономической вертикали, не отклоняясь от нее ни на ангстрем. Ладно, сказали ученые, и поехали туда, где справа Гималаи. а слева Индийский океан, в поисках эффекта "два в одном". Продолжать надо?
А потом американцы учудили. Послали они как-то аппарат, чтоб астероид посмотреть. Корреспонденты набежали, прямой эфир, в обед кефир.. А обеда-то и нет. Потому что он обещан когда станция ляжет на орбиту вокруг малой планеты, что по закону Ньютона неизбежно. А она не ложится, пролетает мимо. Ихний ЦУП ее водит вокруг каменюки, т толку ноль, и туповатая пресса вот-вот станет острой, причем на язык. Что делать? А грохнуть аппарат! Сказано-сделано, объявили "а мы его посадим!" забыв добавить "целым".
Японцы этот момент учли. Они свою ракетину программой оснастили, чтобы летала да не улетала, и вуаля! Орбита соответствует! Но узкие глаза не означают что ты шибко умный, и лоб от грабель не уберегут. Конешно, самураи на них наступили. Ну не выбросить из головы предрассудок за пять минут. Исключено.
Робота они сделали, чтобы поползал по астероиду и поисследовал, как сделал наш Луноход. И сбросили. А он не падает. Так и улетел к космическое пространство, жалобно крутя колесиками.
А потому что вещество не обладает свойством тяготения. Вообще. Никакое, никогда и нисколько.
Вы на лодочке катались? Веслами гребли? С них такие вороночки срываются, помните? Так вот, планеты это гравитационные ямы, куда насыпалось достаточно вещества. Тяготение - свойство этой ямы, и вне ее не существует. Одна из воронок рассыпалась - то ли сама, то ликоллайдер построили, то ли Дарт Вейдер прилетал, и Фаэтона не стало.
И поле тяготения планеты, назовем его по привычке так, на определенном расстоянии заканчивается. Более того, скорость света к нему привязана, и чуть-чуть иная, чем у других планет, и иная чем в поле тяготения Солнца. Именно поэтому пропадали первые советские станции запущенные к Венере - войдя в ее поле, менялась частота сигнала. Чуть-чуть, но этого хватало. Они садились, передавали, но мы не слышали.
Нельзя так безоглядно верить учебнику за пятый класс.