Вы всё про Украину, да про Украину... А тем временем...
О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития информационного
общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы.
2. Правительству Российской Федерации утвердить до 1 октября
2017 г. перечень показателей реализации Стратегии развития
(далее - Стратегия) и план ее реализации.
3. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок:
соответствии со Стратегией.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов
со Стратегией.
5. Признать утратившей силу Стратегию развития информационного
Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
от 9 мая 2017 г. № 203
I. Общие положения
1. Настоящая Стратегия определяет
Нажмите для просмотра целиком
цели, задачи и меры по
реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в
сфере применения информационных и коммуникационных технологий,
направленные на развитие информационного общества, формирование
национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов
и реализацию стратегических национальных приоритетов.
2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
"О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие
федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации и Доктрина информационной безопасности Российской
Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации, иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие
направления применения информационных и коммуникационных технологий
в Российской Федерации.
3. Основными принципами настоящей Стратегии являются:
а) обеспечение прав граждан на доступ к информации;
б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при
работе с информацией;
в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных
от цифровых) форм получения товаров и услуг;
г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения
при использовании информационных и коммуникационных технологий;
д) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе,
накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
е) обеспечение государственной защиты интересов российских
граждан в информационной сфере.
4. В настоящей Стратегии используются следующие основные
понятия:
а) безопасные программное обеспечение и сервис - программное
обеспечение и сервис, сертифицированные на соответствие требованиям
к информационной безопасности, устанавливаемым федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения
безопасности, или федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и
технической защиты информации;
б) индустриальный интернет - концепция построения
информационных и коммуникационных инфраструктур на основе
подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(далее - сеть "Интернет") промышленных устройств, оборудования,
датчиков, сенсоров, систем управления технологическими процессами,
а также интеграции данных программно-аппаратных средств между собой
без участия человека;
в) интернет вещей - концепция вычислительной сети, соединяющей
вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными
технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой
без участия человека;
г) информационное общество - общество, в котором информация и
уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на
экономические и социокультурные условия жизни граждан;
д) информационное пространство - совокупность информационных
ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств
взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и
необходимой информационной инфраструктуры;
е) инфраструктура электронного правительства - совокупность
размещенных на территории Российской Федерации государственных
информационных систем, программно-аппаратных средств и сетей связи,
обеспечивающих при оказании услуг и осуществлении функций в
электронной форме взаимодействие органов государственной власти
Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и
юридических лиц;
ж) критическая информационная инфраструктура Российской
Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура) -
совокупность объектов критической информационной инфраструктуры, а
также сетей электросвязи, используемых для организации
взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры
между собой;
з) Национальная электронная библиотека - федеральная
государственная информационная система, представляющая собой
совокупность документов и сведений в электронной форме (объекты
исторического, научного и культурного достояния народов Российской
Федерации), доступ к которым предоставляется с использованием сети
"Интернет";
и) облачные вычисления - информационно-технологическая модель
обеспечения повсеместного и удобного доступа с использованием сети
"Интернет" к общему набору конфигурируемых вычислительных ресурсов
("облаку"), устройствам хранения данных, приложениям и сервисам,
которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены от
нагрузки с минимальными эксплуатационными затратами или практически
без участия провайдера;
к) обработка больших объемов данных - совокупность подходов,
инструментов и методов автоматической обработки структурированной и
неструктурированной информации, поступающей из большого количества
различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников
информации, в объемах, которые невозможно обработать вручную за
разумное время;
л) общество знаний - общество, в котором преобладающее
значение для развития гражданина, экономики и государства имеют
получение, сохранение, производство и распространение достоверной
информации с учетом стратегических национальных приоритетов
Российской Федерации;
м) объекты критической информационной инфраструктуры -
информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети
государственных органов, а также информационные системы,
информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные
системы управления технологическими процессами, функционирующие в
оборонной промышленности, в сфере здравоохранения, транспорта,
связи, в кредитно-финансовой сфере, энергетике, топливной, атомной,
ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической
промышленности;
н) сети связи нового поколения - технологические системы,
предназначенные для подключения к сети "Интернет" пятого поколения
в целях использования в устройствах интернета вещей и
индустриального интернета;
о) технологически независимые программное обеспечение и
сервис - программное обеспечение и сервис, которые могут быть
использованы на всей территории Российской Федерации, обеспечены
гарантийной и технической поддержкой российских организаций, не
имеют принудительного обновления и управления из-за рубежа,
модернизация которых осуществляется российскими организациями на
территории Российской Федерации и которые не осуществляют
несанкционированную передачу информации, в том числе
технологической;
п) туманные вычисления - информационно-технологическая модель
системного уровня для расширения облачных функций хранения,
вычисления и сетевого взаимодействия, в которой обработка данных
осуществляется на конечном оборудовании (компьютеры, мобильные
устройства, датчики, смарт-узлы и другое) в сети, а не в "облаке";
р) цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой
ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде,
обработка больших объемов и использование результатов анализа
которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования
позволяют существенно повысить эффективность различных видов
производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки
товаров и услуг;
с) экосистема цифровой экономики - партнерство организаций,
обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им
технологических платформ, прикладных интернет-сервисов,
аналитических систем, информационных систем органов государственной
власти Российской Федерации, организаций и граждан.
II. Россия в современном информационном обществе
5. Международные принципы создания информационного общества и
подходы к его созданию определены Окинавской хартией глобального
информационного общества (2000 год), Декларацией принципов
"Построение информационного общества - глобальная задача в новом
тысячелетии" (2003 год), Планом действий Тунисского обязательства
(2005 год).
6. Первым стратегическим документом, определившим направления
развития информационного общества в России, стала Стратегия
развития информационного общества в Российской Федерации,
утвержденная Президентом Российской Федерации. Она положила начало
интенсивному использованию органами государственной власти
Российской Федерации, бизнесом и гражданами информационных и
коммуникационных технологий.
7. Электронные средства массовой информации, информационные
системы, социальные сети, доступ к которым осуществляется с
использованием сети "Интернет", стали частью повседневной жизни
россиян. Пользователями российского сегмента сети "Интернет" в
2016 году стали более 80 млн. человек.
8. В России информационное общество характеризуется широким
распространением и доступностью мобильных устройств (в среднем на
одного россиянина приходится два абонентских номера мобильной
связи), а также беспроводных технологий, сетей связи. Создана
система предоставления государственных и муниципальных услуг в
электронной форме, к которой подключились более 34 млн. россиян.
Граждане имеют возможность направить в электронной форме
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления.
9. В России с 2014 года осуществляется подключение населенных
пунктов с населением от 250 до 500 человек к сети "Интернет", в
результате чего 5 млн. граждан России, проживающих почти в 14 тыс.
таких малонаселенных пунктов, получат доступ к сети "Интернет".
10. Информационные и коммуникационные технологии оказывают
существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики.
Объем реализации товаров и услуг россиянам с использованием сети
"Интернет" в 2015 году достиг эквивалента 2,3 процента валового
внутреннего продукта и имеет тенденцию к росту.
11. Информационные и коммуникационные технологии стали частью
современных управленческих систем во всех отраслях экономики,
сферах государственного управления, обороны страны, безопасности
государства и обеспечения правопорядка.
12. В России наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к
информационным и коммуникационным технологиям актуальной является
проблема интенсификации использования самих технологий. Технологии,
созданные на основе передовых знаний (нано- и биотехнологии,
оптические технологии, искусственный интеллект, альтернативные
источники энергии), становятся доступными.
13. Развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими,
управления производственными процессами осуществляется на основе
внедрения когнитивных технологий, их конвергенции с нано- и
биотехнологиями. Значительное увеличение объема данных, источниками
и средствами распространения которых являются промышленные и
социальные объекты, различные электронные устройства, приводит к
формированию новых технологий. Повсеместное применение таких
технологий способствует развитию нового этапа экономики - цифровой
экономики и образованию ее экосистемы.
14. Главным способом обеспечения эффективности цифровой
экономики становится внедрение технологии обработки данных, что
позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании
услуг.
15. Конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают
государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях
анализа больших объемов данных. Такие технологии активно
используются в России, но они основаны на зарубежных разработках.
Отечественные аналоги в настоящее время отсутствуют. Повсеместное
внедрение иностранных информационных и коммуникационных технологий,
в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры,
усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан и
государства в информационной сфере. С использованием сети
"Интернет" все чаще совершаются компьютерные атаки на
государственные и частные информационные ресурсы, на объекты
критической информационной инфраструктуры.
16. Темпы развития технологий, создания, обработки и
распространения информации значительно превысили возможности
большинства людей в освоении и применении знаний. Смещение акцентов
в восприятии окружающего мира, особенно в сети "Интернет", с
научного, образовательного и культурного на
развлекательно-справочный сформировало новую модель восприятия -
так называемое клиповое мышление, характерной особенностью которого
является массовое поверхностное восприятие информации. Такая форма
освоения информации упрощает влияние на взгляды и предпочтения
людей, способствует формированию навязанных моделей поведения, что
дает преимущество в достижении экономических и политических целей
тем государствам и организациям, которым принадлежат технологии
распространения информации.
17. Международно-правовые механизмы, позволяющие отстаивать
суверенное право государств на регулирование информационного
пространства, в том числе в национальном сегменте сети "Интернет",
не установлены. Большинство государств вынуждены "на ходу"
адаптировать государственное регулирование сферы информации и
информационных технологий к новым обстоятельствам.
18. Усилия многих государств направлены на приоритетное
развитие национальной информационной инфраструктуры в ущерб
формированию и распространению знаний, что не в полной мере
соответствует целям, продекларированным на Всемирной встрече на
высшем уровне по вопросам информационного общества, проходившей в
Женеве в 2003 году.
19. Российское общество заинтересовано в получении информации,
соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню
развития граждан России.
III. Цель настоящей Стратегии и стратегические национальные
приоритеты Российской Федерации при развитии
информационного общества
20. Целью настоящей Стратегии является создание условий для
формирования в Российской Федерации общества знаний.
21. Настоящая Стратегия призвана способствовать обеспечению
следующих национальных интересов:
а) развитие человеческого потенциала;
б) обеспечение безопасности граждан и государства;
в) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном
пространстве;
г) развитие свободного, устойчивого и безопасного
взаимодействия граждан и организаций, органов государственной
власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
д) повышение эффективности государственного управления,
развитие экономики и социальной сферы;
е) формирование цифровой экономики.
22. Обеспечение национальных интересов при развитии
информационного общества осуществляется путем реализации следующих
приоритетов:
а) формирование информационного пространства с учетом
потребностей граждан и общества в получении качественных и
достоверных сведений;
б) развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры
Российской Федерации;
в) создание и применение российских информационных и
коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности
на международном уровне;
г) формирование новой технологической основы для развития
экономики и социальной сферы;
д) обеспечение национальных интересов в области цифровой
экономики.
23. В целях развития информационного общества государством
создаются условия для формирования пространства знаний и
предоставления доступа к нему, совершенствования механизмов
распространения знаний, их применения на практике в интересах
личности, общества и государства.
Формирование информационного пространства с учетом
потребностей граждан и общества в получении
качественных и достоверных сведений
24. Целями формирования информационного пространства,
основанного на знаниях (далее - информационное пространство
знаний), являются обеспечение прав граждан на объективную,
достоверную, безопасную информацию и создание условий для
удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении
качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении
кругозора.
25. Формирование информационного пространства знаний
осуществляется путем развития науки, реализации образовательных и
просветительских проектов, создания для граждан общедоступной
системы взаимоувязанных знаний и представлений, обеспечения
безопасной информационной среды для детей, продвижения русского
языка в мире, поддержки традиционных (отличных от доступных с
использованием сети "Интернет") форм распространения знаний.
26. Для формирования информационного пространства знаний
необходимо:
а) проводить мероприятия в области духовно-нравственного
воспитания граждан;
б) реализовать просветительские проекты, направленные на
обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и
культуры;
в) проводить мероприятия по сохранению культуры и
общероссийской идентичности народов Российской Федерации;
г) сформировать безопасную информационную среду на основе
популяризации информационных ресурсов, способствующих
распространению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
д) усовершенствовать механизмы обмена знаниями;
е) обеспечить формирование Национальной электронной библиотеки
и иных государственных информационных систем, включающих в себя
объекты исторического, научного и культурного наследия народов
Российской Федерации, а также доступ к ним максимально широкого
круга пользователей;
ж) обеспечить условия для научно-технического творчества,
включая создание площадок для самореализации представителей
образовательных и научных организаций;
з) обеспечить совершенствование дополнительного образования
для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и
творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи;
и) использовать и развивать различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при
реализации образовательных программ;
к) создать условия для популяризации русской культуры и науки
за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и
фальсификации исторических и других фактов;
л) установить устойчивые культурные и образовательные связи с
проживающими за рубежом соотечественниками, иностранными гражданами
и лицами без гражданства, являющимися носителями русского языка, в
том числе на основе информационных и коммуникационных технологий;
м) осуществлять разработку и реализацию партнерских программ
образовательных организаций высшего образования и российских
высокотехнологичных организаций, в том числе по вопросу
совершенствования образовательных программ;
н) формировать и развивать правосознание граждан и их
ответственное отношение к использованию информационных технологий,
в том числе потребительскую и пользовательскую культуру;
о) обеспечить создание и развитие систем нормативно-правовой,
информационно-консультативной, технологической и технической помощи
в обнаружении, предупреждении, предотвращении и отражении угроз
информационной безопасности граждан и ликвидации последствий их
проявления;
п) совершенствовать механизмы ограничения доступа к
информации, распространение которой в Российской Федерации
запрещено федеральным законом, и ее удаления;
р) совершенствовать механизмы законодательного регулирования
деятельности средств массовой информации, а также средств
обеспечения доступа к информации, которые по многим признакам могут
быть отнесены к средствам массовой информации, но не являются
таковыми (интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные
сети, сайты в сети "Интернет", мессенджеры);
с) принять меры по эффективному использованию современных
информационных платформ для распространения достоверной и
качественной информации российского производства;
т) обеспечить насыщение рынка доступными, качественными и
легальными медиапродуктами и сервисами российского производства;
у) принять меры поддержки традиционных средств распространения
информации (радио-, телевещание, печатные средства массовой
информации, библиотеки).
Развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры
Российской Федерации
27. Целью развития информационной и коммуникационной
инфраструктуры Российской Федерации (далее - информационная
инфраструктура Российской Федерации) является обеспечение
свободного доступа граждан и организаций, органов государственной
власти Российской Федерации, органов местного самоуправления к
информации на всех этапах ее создания и распространения.
28. Для недопущения подмены, искажения, блокирования,
удаления, снятия с каналов связи и иных манипуляций с информацией
развитие информационной инфраструктуры Российской Федерации
осуществляется:
а) на уровне программного обеспечения и сервисов,
предоставляемых с использованием сети "Интернет";
б) на уровне информационных систем и центров обработки данных;
в) на уровне сетей связи (линии и средства связи,
инфраструктура российского сегмента сети "Интернет",
технологические и выделенные сети связи, сети и оборудование
интернета вещей).
29. Для устойчивого функционирования информационной
инфраструктуры Российской Федерации необходимо:
а) обеспечить единство государственного регулирования,
централизованные мониторинг и управление функционированием
информационной инфраструктуры Российской Федерации на уровне
информационных систем и центров обработки данных, а также на уровне
сетей связи;
б) обеспечить поэтапный переход государственных органов и
органов местного самоуправления к использованию инфраструктуры
электронного правительства, входящей в информационную
инфраструктуру Российской Федерации;
в) обеспечить использование российских криптоалгоритмов и
средств шифрования при электронном взаимодействии федеральных
органов исполнительной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных
фондов, органов местного самоуправления между собой, а также с
гражданами и организациями;
г) осуществить скоординированные действия, направленные на
подключение объектов к информационной инфраструктуре Российской
Федерации;
д) заменить импортное оборудование, программное обеспечение и
электронную компонентную базу российскими аналогами, обеспечить
технологическую и производственную независимость и информационную
безопасность;
е) обеспечить комплексную защиту информационной инфраструктуры
Российской Федерации, в том числе с использованием государственной
системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий
компьютерных атак на информационные ресурсы и системы критической
информационной инфраструктуры;
ж) проводить непрерывный мониторинг и анализ угроз,
возникающих в связи с внедрением новых информационных технологий,
для своевременного реагирования на них;
з) обеспечить единство сетей электросвязи Российской
Федерации, в том числе развитие и функционирование сетей связи
государственных органов и органов местного самоуправления, а также
интегрированной сети связи для нужд обороны страны, безопасности
государства и обеспечения правопорядка.
30. Для предоставления безопасных и технологически независимых
программного обеспечения и сервисов необходимо:
а) создать российское общесистемное и прикладное программное
обеспечение, телекоммуникационное оборудование и пользовательские
устройства для широкого использования гражданами, субъектами
малого, среднего и крупного предпринимательства, государственными
органами и органами местного самоуправления, в том числе на основе
обработки больших объемов данных, применения облачных технологий и
интернета вещей;
б) создать встроенные средства защиты информации для
применения в российских информационных и коммуникационных
технологиях;
в) обеспечить использование российских информационных и
коммуникационных технологий в органах государственной власти
Российской Федерации, компаниях с государственным участием, органах
местного самоуправления;
г) создать справедливые условия ведения предпринимательской
деятельности для российских разработчиков.
31. Для защиты данных в Российской Федерации необходимо:
а) совершенствовать нормативно-правовое регулирование в сфере
обеспечения безопасной обработки информации (включая ее поиск,
сбор, анализ, использование, сохранение и распространение) и
применения новых технологий, уровень которого должен
соответствовать развитию этих технологий и интересам общества;
б) обеспечить баланс между своевременным внедрением
современных технологий обработки данных и защитой прав граждан,
включая право на личную и семейную тайну;
в) упорядочить алгоритмы обработки данных и доступа к таким
данным;
г) обеспечить обработку данных на российских серверах при
электронном взаимодействии лиц, находящихся на территории
Российской Федерации, а также передачу таких данных на территории
Российской Федерации с использованием сетей связи российских
операторов;
д) обеспечить государственное регулирование и координацию
действий при создании и ведении информационных ресурсов в
Российской Федерации в целях соблюдения принципа разумной
достаточности при обработке данных;
е) проводить мероприятия по противодействию незаконным
обработке и сбору сведений о гражданах, в том числе персональных
данных граждан, на территории Российской Федерации
неуполномоченными и неустановленными лицами, а также используемым
ими техническим средствам.
32. Для эффективного управления сетями связи Российской
Федерации, обеспечения их целостности, единства, устойчивого
функционирования и безопасности работы необходимо:
а) создать централизованную систему мониторинга и управления
единой сетью электросвязи Российской Федерации;
б) создать системы, обеспечивающие возможность устойчивого,
безопасного и независимого функционирования российского сегмента
сети "Интернет";
в) обеспечить надежность и доступность услуг связи в России, в
том числе в сельской местности и труднодоступных населенных
пунктах;
г) проводить работу по созданию государственными органами и
организациями условий для расширения использования в сетях связи
телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения,
исключающих возможность несанкционированного управления ими и не
содержащих составных частей и элементов, замена, ремонт или
производство которых в течение срока службы невозможны на
территории Российской Федерации;
д) поддерживать инфраструктуру традиционных услуг связи
(почтовая связь, электросвязь).
33. Для обеспечения функционирования социальных, экономических
и управленческих систем с использованием российского сегмента сети
"Интернет" необходимо:
а) принять меры по обеспечению устойчивого функционирования
российского сегмента сети "Интернет";
б) реализовывать государственную политику в части, касающейся
государственного управления инфраструктурой российского сегмента
сети "Интернет";
в) выработать технические и законодательные меры по
предотвращению нарушений работы сети "Интернет" и отдельных ее
ресурсов на территории Российской Федерации в результате
целенаправленных действий.
34. Для развития сети "Интернет" и информационной
инфраструктуры Российской Федерации необходимо проводить следующие
мероприятия на международном уровне:
а) отстаивать суверенное право государства определять
информационную, технологическую и экономическую политику в
национальном сегменте сети "Интернет";
б) вести работу, направленную против использования сети
"Интернет" в военных целях;
в) развивать гуманитарное значение сети "Интернет";
г) разрабатывать нормы международно-правового регулирования,
касающиеся безопасного и устойчивого функционирования и развития
сети "Интернет", включая вопросы юрисдикции и определения субъектов
правоотношений, на основе равноправного участия членов мирового
сообщества в управлении глобальной информационной сетью и ее
ресурсами с учетом уникальности данной сферы;
д) создать новые механизмы партнерства, призванные с участием
всех институтов общества выработать систему доверия в сети
"Интернет", гарантирующую конфиденциальность и личную безопасность
пользователей, конфиденциальность их информации и исключающую
анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность
правонарушителей в сети "Интернет";
е) осуществить интеграцию российских стандартов в сфере
информационных и коммуникационных технологий в соответствующие
международные стандарты, а также обеспечить гармонизацию
межгосударственной и национальной систем стандартов в данной сфере.
Создание и применение российских информационных и
коммуникационных технологий, обеспечение их
конкурентоспособности на международном уровне
35. Создание российских информационных и коммуникационных
технологий осуществляется в целях получения государством и
гражданами новых технологических преимуществ, использования и
обработки информации, доступа к ней, получения знаний, формирования
новых рынков и обеспечения лидерства на них.
36. Основными направлениями развития российских информационных
и коммуникационных технологий, перечень которых может быть изменен
по мере появления новых технологий, являются:
а) конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового
поколения;
б) обработка больших объемов данных;
в) искусственный интеллект;
г) доверенные технологии электронной идентификации и
аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;
д) облачные и туманные вычисления;
е) интернет вещей и индустриальный интернет;
ж) робототехника и биотехнологии;
з) радиотехника и электронная компонентная база;
и) информационная безопасность.
37. Ключевыми направлениями повышения конкурентоспособности
российских информационных и коммуникационных технологий являются:
а) развитие науки, техники, технологий;
б) подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных
и коммуникационных технологий;
в) внедрение отечественных информационных технологий,
формирование представления о внедрении инноваций как о приоритетном
пути технологического развития;
г) стимулирование создания российских организаций,
осуществляющих деятельность, направленную на развитие всего спектра
сервисов цифровой экономики, и способных лидировать на внутреннем и
внешнем рынках (экосистемы цифровой экономики);
д) обеспечение трансфера иностранных технологий и применение
лучшего зарубежного опыта в сфере информационных технологий;
е) сотрудничество российских и иностранных организаций в сфере
информационных и коммуникационных технологий на паритетных началах.
38. При создании российских информационных и коммуникационных
технологий необходимо:
а) обеспечить актуальность научно-исследовательских
приоритетов и последовательное развитие прикладных решений на
основании передовых фундаментальных научных исследований;
б) расширять возможности многостороннего и двустороннего
научно-технического сотрудничества в сфере информационных и
коммуникационных технологий, укреплять исследовательский потенциал
и информационный обмен между государствами;
в) проводить на региональном и международном уровнях
мероприятия, направленные на продвижение российских товаров и
услуг, в интересах российских организаций, развивающих и внедряющих
отечественные информационные и коммуникационные технологии;
г) осуществлять стимулирование фундаментальных и прикладных
научных исследований в сфере информационных и коммуникационных
технологий, выполняемых научно-исследовательскими организациями, а
также разработку инновационного высокотехнологичного оборудования в
указанной сфере;
д) оказывать государственную поддержку в части, касающейся
защиты интеллектуальной собственности российских правообладателей и
совместного использования знаний, в том числе за рубежом;
е) разрабатывать и продвигать российские подходы и стандарты,
позволяющие обеспечить конкурентоспособность приоритетных
отечественных технологий, подходов и стандартов на международном
уровне;
ж) обеспечивать экспорт российских информационных и
коммуникационных технологий;
з) регулировать импорт иностранных информационных и
коммуникационных технологий с учетом международных обязательств
Российской Федерации;
и) создать условия для технологического преимущества
бизнес-моделей российских организаций в глобальной цифровой
экономике.