Наверное в этой рубрике "Вокруг света" будет уместно разместить небольшой отчет о третьем в моей жизни крупном велопоходе.
День первый
И так мой велопоход начался. Что ждет меня впереди неизвестно, доверимся дороге.
Поезд «Нижний Новгород –Новороссийск» отбывает пол второго ночи. На улице дождь, чуть ли не снег, холодно, как оно там будет на юге, не верится что где то сейчас тепло.
Меня проводили и поезд тронулся потихоньку в путь. Вообще, шел он не спеша, подолгу стоял на многочисленных станциях, к тому же делал значительный крюк через Волгоград. Но народу было немного, вагон полупустой, сезон закончился, только в моем купе разумеется битком. Ладно, доехали с грехом пополам, последнюю ночь не спал совсем.
В Абинск прибыли в четыре утра. Холод страшный, темнота, незнакомый город. Не стал дожидаться рассвета и собрав велик покатил по прямой как стрела улице Пионерской. Пальцы стали постепенно коченеть, пожалел, что засунул перчатки на самое дно рюкзака. Наконец длиннющая улица закончилась и я выехал за город.
Дорога пустынна в этот ранний час, едется хорошо, только обнаружил проблему. Заднее колесо на первой передаче задевает за перо, надо было предварительно обкатать вновь поставленные «злые» покрышки, ладно пока горы не велики справлюсь и так.
По пути заехал на озеро с утками, покормил их хлебушком.
С правой стороны поляна с вековыми дубами, по преданию под одним из них ночевал Лермонтов. Так это или нет хорошо известно лишь самому Михаилу Юрьевичу, но факт то что в его время дубы имели место быть.
Наконец показалась станица Шапсудская. Переехав мостик через пересохшую речку Адегой, ищу нужную мне улицу, но на обветшалых домишках нет ни номеров ни названий улиц. Спрашиваю у местной как проехать к базе «Светлячок», она махнула куда то неопределенно рукой. Какими-то задворками я все же вышел к искомой базе благо станица невелика. Первый поворот направо в лес. Сначала непривычно ориентироваться, но вот справа открывается современное капище Даждь-бога, дерево обвешенное разноцветными ленточками, кострище.
Далее дорога выводит на первую «ромашковую поляну» и узкий проход на вторую. Спускаюсь с горки без вела к концу поляны к роднику с «мертвой и живой» водой, а бутыль оставил. Ладно, на обратном пути налью, а пока так попробовал той и другой. Вода как вода, родниковая.
Поляны, как говорят чудодейственны, но в этот ранний час НЛО летать не желает. Однако место действительно очень живописно и энергетически сильное.
Возвращаюсь на первую поляну и по крутой тропке поднимаюсь вверх к дольмену.
Искать долго не приходится, после подъема сразу выхожу к деревянной изгороди. Теперь это частная территория, способ извлечения выгоды и хотя объясняют это охраной от вандалов, но сумма сбора ( 70р с чел) при ежедневном посещении не менее сотни чел в сезон озолотит любого охранника, плюс дополнительный доход приносит расположенное за оградой кафе и т.н «дерево любви» ( тонкий граб обвивающий дуб). Если и была у этого дольмена какая то аура, то в таких условиях она давно испарилась.
Гораздо интереснее т.н «Мастерская дольменов» или «Шамбала» до ее коммерция еще не добралась.
Мастерская расположена метрах в 500 южнее, но дорога туда достаточно трудна, однако побывать там стоит.
Как будто великан раскидал по лесу огромные валуны
, иные из них собрал группами, на некоторых присутствуют следы обработки чел рук, есть характерные для дольменов отверстия порталов, хотя сама камера еще не выдолблена.
В отверстия люди складывают монетки, жертвуя неведомому божеству. В одном их них несколько сот рублей медяками, но брать их плохая примета, не тебе …
Близ одного из скоплений камней замечаю группу людей, которая под руководством «ведущего» выполняет какие-то странные действия, причем в определенной последовательности, за этим руководитель строго следила. Встать туда, сказать это, написать записку и положить сюда.
Позднее я немного разговорился с этой странной дамой, она поведала мне несколько секретов и велела держать их в тайне, так что умолчу. Но один наверное можно.
Тот камень что лежит на пути из глубокого ущелья где расположен «Чертов палец» к вершине называется не «жертвенным» как я вычитал в инете, а камнем отдохновения на котором уставший путник поднимаясь к вершине (символически из тьмы к свету) может отдохнуть.
И как ни странно я убедился в этом сам когда прилег на него на пару минут, вся усталость ушла, сама его форма принимает человеческое тело, лежать очень удобно, не холодно, как на перине, я даже немного задремал с разными видениями.
От «Мастерской дольменов» мимо «камня отдохновения» тропинка круто спускается к «Чертову пальцу». Его громада впечатляет, в сумерках он может показаться даже зловещим. По уступам скалы можно забраться на самую вершину этого пальца.
Еще чуть ниже лестница ведет к болотцу с т.н «голубой глиной» , в центре небольшая лужица с пузырящейся водой, если поднести спичку то выходящий из недр земли газ вспыхнет ярким пламенем. Глина не кажется голубой, обычная серая, на намазав ею руку а потом смыв, обнаружил что оставшаяся не смытой глина при высыхании приобрела голубоватый оттенок.
Место достаточно обустроено. Есть крытый навес для отдыха, ограда, лестница. Говорят, что давно, еще до войны, здесь даже располагался бальнеологический курорт, но потом все забросили. Глина действительно имеет целебные свойства.
На обратном пути стали попадаться группы туристов. Народ стал подтягиваться. Спустившись с «ромашковой поляны» вниз к речке обнаружил целый палаточный городок.
Далее по плану переход через Кабардинский перевал к морю. Эту часть завершил успешно лишь отчасти.
Местные оказывается не знают где здесь находится Большой Шапсудский брод, указав мне несколько иную дорогу. Впрочем она шла примерно в том же направлении, так что я не стал вертаться.
Тропка раскатана джиперами, хорошо проезжаема (правда в сухую погоду) по пути встретил одинокую корову. Заблудилась что ли? Она сама опешила от встречи, отскочила в сторону и угрожающе повела рогами, но разошлись мирно. Дорога между тем меня вывела на высоковольтку и разветвилась.
Сначала пошел вверх, вернее пополз, очень крутой подъем. Шел долго, вода кончилась, стало припекать. Возникала мысль – «А туда ли иду». По компасу не к побережью, а параллельно, закрались сомнения и на очередном крутом подъеме решаю вертаться. Спуск оказался не менее тяжел чем подъем, ехать нельзя по крутому склону усыпанному булыжниками, приходится спускать вел волоком, самому держась за него что бы не упасть.
И все же я тогда выбрал правильное направление, это я выяснил у рабочих ремонтирующих опоры электропередач. Что же .., но той же дорогой идти не хотелось и я свернул на лесную тропу. На этот раз все верно, что подтвердил и встреченный мною мотоциклист.
Что могу сказать. Этот подъем был еще хуже чем у высоковольтки. Встречались места где пройдя десяток шагов минуты две стоишь отдыхаешь. Мимо натужено гудя мотором промчались двое товарищей на квадроцикле, махнув мне рукой, я же поплелся следом.
Партизанскими тропами уже затемно я добрался наконец до вершины. «Партизанские» это не оборот речи, в войну здесь действительно ходили партизаны на что указывали их могилы и места их стоянок.
Лагерь разбил на вершине с видом на очередную горную цепь которую мне предстоит завтра одолеть на пути к морю.
И так первый день завершен. Устал страшно с непривычки, воды нет, насухо перекусил бутербродом и лег спать.
День второй
Утро выдалось хмурым и дождливым, не то что вчера. Хорошо то что дождь был не проливной, а нудный моросящий так что не промокну.
Спуск по высоковольтке. Мне то казалось, что море вот оно рядом, но только через час я потихоньку слез с горы, а впереди маячила очередная.
Спустившись вниз дорога опять раздвоилась, я решил идти вправо там, где осталась линия электропередач и не прогадал, действительно там шла дорога к морю. По пути форсировав несколько речек
я стал потихоньку взбираться на гору.
Да, кстати еще вчера у меня кончилась вода, страшно хотелось пить, а вскипятить воду нечем, зажигалку оставил в поезде. У нас бы я не рискнул пить сырую воду из реки, а здесь решил попробовать (горные реки должны быть чистыми) , ничего вроде нормально, выпил залпом почти литр, организм не бунтует.
На подъеме встретилась заброшенная стоянка с родником.
Родник обустроен видимо достаточно давно, на нем выбита дата 1918 год.
Отдохнув под навесом и пообедав продолжил свой путь.
Стали попадаться одиночные джиперы . Наконец я на вершине и море как на картинке. Указатель направлений
, дерево обвешенное кепками и панамами. Место встречи и прощания с морем.
Внизу Кабардинка. Хороший серпантин и минут за десять я на трассе.
По пути заехал в «Кастильскую купель». Действительно очень живописное место.
Структурированный хаос, стилизованный под испанский манер. Альпийские горки, пруд с форелью, беседки, фонтанчики.
Поддерживать все это хозяйство в достойном состоянии большой труд. В сезон туда должно быть много народа приходит, а сейчас ни души.
Набережная Кабардинки так же пустынна.
Из прибрежной столовой в машины грузят стулья, столы и остальные пожитки. Я был единственный их клиент. Цены кстати весьма умеренные. Комплексный обед мне обошелся в 175 р , а порции были хорошие, так что я наелся досыта.
«Старый парк» (собрание макетов зданий разных стран и эпох) не стал посещать, цены кусаются (500р билет) да и не думаю что этот новодел столь интересен.
«Дом вверх дном» указанный как фирменная фишка даже не нашел, к слову эти дома встречались мною почти в каждом приморском городке.
Однако пора выбираться в горы.
По крутой тропке поднялся на обзорную площадку, с нее открывается замечательный вид на бухту и стоящие на рейде корабли.
Далее по широченной бетонке вверх. Видно, что строили военные. Эта сооружение имеет стратегическое значение, с нее простреливается вся Цемесская бухта.
У военной части поворот направо и достаточно крутой подъемчик, но асфальтированный, так что ехать можно. Дорога ведет к поселку «Голубая долина» так что по ней ездят достаточно часто.
Между тем темнело, пора подыскивать место для ночлега, свернув после поселка на тропку к морю, выбираю достаточно ровную площадку и устраиваюсь на ночлег. Второй день завершен.
День третий
Испив утренний кофе, собрался в путь. Дорога идет вдоль моря и очень живописна
подъемы кончились, ехал как в парке, только народу ни души.
Чудесный сосновый аромат, синее море внизу, так бы ехал и ехал без конца.
Однако все заканчивается и эта дорога закончилась обрывом. Не обратил внимание на валявшуюся чуть раньше у обочины табличку «Обрыв, ведутся восстановительные работы»
Обвал был действительно серьезный
хотя узенькая топка вниз а потом опять наверх, указывала на его проходимость, но удастся ли перетащить вел. Оценив шансы, решил попробовать перебраться.
За обвалом дорога шла как ни в чем не бывало. Несколько развилок в основном вниз к кемпингам. Ошибся лишь один раз, свернув у бетонных блоков влево, но видя что дорога слишком круто ползет вверх в сторону от моря, решаю спуститься на одном из ответвлений. Так и есть, вышел обратно на старую дорогу и дальше без приключений лихо скатился к Геленджику (так я думал) возле института Океанографии.
Заехал на местный пляж и наконец то искупался, благо погода была солнечной, а море так вообще теплое (теплее чем воздух).
Однако до Геленджика еще ехать, это оказался лишь пригород. Пришлось огибать взлетную полосу не действующего аэродрома (сколько земли бессмысленно пропадает).
Пляжи Геленджика еще более пустынны, купающихся нет совсем, один-два загорают. Большинство кафе закрыты, аквапарки не функционируют, аттракционы демонтируют. Что делать, осень вступает в свои права.
Но мне, не избалованному морем, ценна каждая возможность искупаться, так что прощаясь с Геленджиком я полез в воду. Освежившись я стал выбираться из города, но сначала заехал в столовую (цены здесь больше чем в Кабардинке, а на набережной вообще драконовские)
К сожалению эту часть карты я потерял на одной из стоянок, так что решил не тыкаться а проехать до Дивноморского по трассе, благо тут не далеко, всего семь км.
Дивноморское встречает путешественника массивным крестом
что не мудрено, ведь здесь обитель патриарха и его виноградные угодья, как раз их мне и надо было. По карте именно между обителью и виноградником начиналась лесная дорога в Джанхот.
Заехал в Дивноморское (кстати раньше он назывался Лже-Геленджик). Узенький пляж метров сто, не сравнить с Геленджиком. По ул. Кирова поднялся на трассу. Крутой серпантин и вот они патриаршие угодья. Будка охраны пуста и несмотря на грозную надпись «Въезд запрещен» гоню вдоль виноградников
и попадаю … на кладбище. Дорога разворачивается влево, еду вдоль могил. Едется хорошо, утоптанная лесная дорога, однако уже темнеет надо задуматься о ночлеге.
Справа вниз уходит узкая тропка. Спускаюсь по ней и выхожу к заброшенному кемпингу. Ставлю палатку на самое лучшее место – возле «тотема» на обрывистом берегу
вниз к морю ведет крутая тропка, как только по ней спускаются? А море здесь чистое, чистое…, вода прозрачная, на несколько метров видишь дно.
День окончен. Смотрю на море и слушаю плеск волн.