1.ОАО «Уральская сталь»
Более 2 тысяч человек увольняют на металлургическом комбинате в Новотроицке; власти обещают их трудоустроить на птицефабрику и кирпичный завод, но там нет вакансий
2. Хроника гибели Уралмаша
Октябрь 2013 г. Клиническая смерть: Уралмашзавод готовят к закрытию
3. АМО ЗИЛ – ЛИКВИДАЦИЯ В РАЗГАРЕ
4. ЧЕЛЯБИНСКИЙ АВТОМАТНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД
(1931-2011)
5. СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД. НИКОЛАЕВСК-НА АМУРЕ
(1960-2009)
6. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ПРОГРЕСС», АСТРАХАНЬ
(1971-2009)
7. ОАО «ПИГМЕНТ». С.-ПЕТЕРБУРГ
(1839-2004)
« История фирмы "Пигмент" начинается с 1839 года, когда был построен первый в завод по производству лакокрасочных материалов для Балтийского судостроительного и Путиловского заводов. Фирма являлась поставщиком Императорского двора.
8. БОГОРОДИЦКИЙ ЗАВОД ТЕХНОХИМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ (ТУЛЬСКАЯ ОБЛ.)
(1962–2012) Богородицкий завод технохимических изделий организован в 1962 году для производства деталей электронной техники (технохимических изделий).
Вид и направления деятельности:
• разработка изделий квантовой электроники и кристаллических элементов,
• производство:
• оптоэлектронных приборов,
• сцинтилляционных элементов,
• изделий квантовой электроники,
• спецаппаратуры,
• деталей для приемно-усилительных ламп,
• фотоэлектрических солнечных панелей.
«Богородицкий завод по производству технохимических изделий, расположенный в Тульской области, который разрабатывает кристаллические элементы для самого крупного ускорителя частиц в мире, официально объявлен банкротом.
Богородицкая «фабрика кристаллов» – не опытно-экспериментальное хозяйство, а полноценное серийное производство с промышленно развитой технологией, способное выпускать высокотехнологичный продукт стабильного качества. Заводские технологи-ростовики научились управлять тонким процессом формирования кристаллической решетки столь виртуозно, что тысячи выращенных кристаллов, точно наштампованные, обладают практически одинаковыми характеристиками.
Важнейшие преимущества богородицких кристаллов на мировом рынке – правильная структура (отсутствие дефектов) и высокая степень чистоты (отсутствие примесей). Именно от этих качеств сцинтилляторов во многом зависят основные параметры сложнейшей техники, построенной на их основе. Чистота выращиваемого материала достигается за счет особенностей применяемой на заводе технологии – метода Чохральского.
***
Второй такой серийной фабрики в мире нет. Этот факт еще в 1993 году осознало руководство CERN (Европейского центра ядерных исследований). Церновцы тогда искали производителя, способного вырастить десятки тысяч суперкачественных кристаллов-сцинтилляторов PWO (вольфрамат свинца) для строящегося ускорителя LHC. Так никому в то время не известное предприятие из российской глубинки стало ключевым участником одного из самых наукоемких проектов современности.
Уничтожив Богородицкий завод, Россия утратит лидирующую технологию, квалификацию технологов-виртуозов, наловчившихся подсыпать в техпроцесс по 25–30 атомов легирующих добавок на миллион атомов основного материала, надежный отрыв от китайских конкурентов и с трудом завоеванные позиции на мировом рынке высоких технологий.
9. КОЛОМЕНСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
(1914 – 2006)
10. ИРКУТСКИЙ ЗАВОД КАРДАННЫХ ВАЛОВ
(1974–2004)
11. ЧАЙКОВСКИЙ ЗАВОД ТОЧНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (ПЕРМСКИЙ КРАЙ)
(1978–1998)
12. ИЖМАШ (ИЖЕВСК, УДМУРТИЯ)
(1807–2012?)
13. АЗЛК (1930–2010)
14. ЗАВОД «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ» (1857 – 2010)
15. ИЖЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1928 – 2009)
16. ИРБИТСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД
По состоянию на конец 2010 года Ирбитский мотоциклетный завод проходил процедуру банкротства не один раз, на базе предприятия сформировано общество с ограниченной ответственностью, большая часть активов ОАО "ИМЗ" продана и сдана в аренду.
Мотоциклы марки «Урал» хорошо известны на мировом рынке. В Европе и США существует несколько клубов владельцев «Уралов». Несколькими «Уралами» владеет король Иордании. В 2010 году было выпущено около 800 «Уралов» (в лучшие годы – до 30–50 тысяч машин в год). Сейчас на заводе работают 155 человек.
P . S . В настоящее время производство мотоциклов в России практически прекращено, за счет энтузиазма отдельных производственных единиц выпускается около 2-3 тысяч мотоциклов в год (в РСФСР выпускалось до 800 тысяч штук в год).
17. ОАО «СЧЕТМАШ» (1948–2009)
18. ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКСКАВАТОРНЫЙ ЗАВОД
Ситуация вокруг ВЭКС абсолютно непонятная: то ли он существует как самостоятельное предприятие, то ли нет (возможно, стал подразделением «Кировского завода»).
P . S . Производство экскаваторов в России сейчас составляет несколько процентов от уровня 1990 года (2 тыс. штук против 25 тыс. в 1990 году).
Итак, вот три подотрасли, в которых производство упало, в том числе в результате усилий трех президентов России, фактически до нуля, – это металлорежущие станки, мотоциклы и экскаваторы.
Однако индустрии по-прежнему нужны станки, строительству – экскаваторы, а люди хотели бы ездить на мотоциклах. Как быть?
Какова будет стратегия Путина и Медведева? Да тут и гадать особо не надо. Пригласят на заботливо освобожденное от отечественной промышленности место дочерние подразделения каких-нибудь AgieCharmilles GF, Honda и Caterpillar с Komatsu (которые задешево скупят по частям остатки советских отраслей) и назовут это возрождением российской промышленности.
19. ПАВЛОВСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД (1820–2011)
20. МТЗ «РУБИН» (1932–2003)
21. ЛИПЕЦКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД
(1943–2009)
22. АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (РУБЦОВСК)
(1942–2010)
23. СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД» (ПЕТРОЗАВОДСК)
(1939–2010)
24. ОАО «ХК ДАЛЬЗАВОД» (ВЛАДИВОСТОК)
(1895–2009)
25. ПО «ВЕГА» (БЕРДСК, НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ)
(1946–1999)
26. САРАТОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД (САЗ)
(1931–2010)
Не намного лучше обстоят дела на других российских крупнейших производителях самолетов: Воронежском авиационном самолетостроительном обществе (в советские времена выпускавшем ИЛы) и на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова и Самарском «Авиакоре» (специализировавшихся на выпуске самолетов под маркой «Ту»), собравших в прошлом году по два-три гражданских самолета. Например, на «Авиакоре» (ранее Куйбышевский номерной завод № 18), собравшем за 20 последних советских лет более 1000 «Ту-154», составлявших основу советской гражданской авиации, в 1999–2006 годах было выпущено всего 5 самолетов.
Несмотря на (а может быть, и вследствие плохо продуманной попытки укрупнения соединить в едином целом очень разнородные предприятия и совершенно различные конструкторские школы) создание В.В. Путиным в 2006 году Объединенной авиастроительной компании (включившей в себя подавляющее большинство российских производителей авиационной техники) в 2010 году крупносерийный выпуск авиационной техники наладить не удалось.
«Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) в 2010 году поставила заказчикам семь гражданских самолетов, шесть из которых купили российские госструктуры. Четыре Ан-148 получила государственная авиакомпания "Россия", по одному Ту-204 – "ВТБ-Лизинг" и северокорейской AIR Koryo. Еще один Ту-214 был поставлен управлению делами президента РФ.
В 2009 году ОАК поставила авиакомпаниям 14 гражданских самолетов, а в 2008 году – 9 машин.
Всего в 2010 году ОАК поставила заказчикам 75 самолетов, из которых гражданских только семь (в общее число включаются также малые и спортивные самолеты)».
Источник:
http://www.lenta.ru/news/2011/02/03/oak/
В конце 80-х годов прошлого века в РСФСР производилось более 100 гражданских самолетов ежегодно.
27. ФГУП "ОМСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ"
(1896–2009)
28. ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «МОЛНИЯ»
(1947–2009)
29. УГЛИЧСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «ЧАЙКА»
(1938–2009)
30. ПЕНЗЕНСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД ( ООО «ЗАРЯ» )
(1935–1999)
31. ВТОРОЙ МОСКОВСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «СЛАВА»
(1924–2006)
32. ЧИСТОПОЛЬСКИЙ ЧАСОВОЙ ЗАВОД «ВОСТОК»
(1941–2010)
33. МОСКОВСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМ. СЕРГООРДЖОНИКИДЗЕ
(1932–2007)
34. СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «СВЕРДЛОВ»
(1868–2005)
35. СТАНКОМАШ, ЧЕЛЯБИНСК
(1935–2009)
36. РЯЗАНСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
(1949 – 2008)
37. КРОНШТАДТСКИЙ МОРСКОЙ ЗАВОД
(1858 – 2005) В 2008 – 2010 гг. ФГУП «Кронштадтский морской завод» де-юре продолжал существовать как часть Объединенной судостроительной компании. Однако подспудный конфликт между Министерством обороны, которому раньше принадлежал завод, и ОСК, которое пыталось его выкупить в течение 2007 – 2011 гг., продолжался (с 2005 по 2008 год на заводе действовало два юридических лица: подведомственное Министерству обороны ФГУП «Кронштадтский морской завод», проходившее процедуру банкротства, и созданное по плану внешнего управления частное предприятие ОАО «Кронштадтский морской ордена Ленина завод» (ОАО «КМОЛЗ», которому были переданы штат и все активы). В результате в 2008 – 2011 годах никакой производственной деятельности в сколь-нибудь значимых масштабах на его площадях не велось.
В начале 2011 года ОСК предъявила заводу еще один иск почти на 1 млрд. рублей.
Источник:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/260976
Комментарий «ЭФГ»: Как можно видеть на примере «Кронштадского морского завода», даже формальное включение предприятия в «путинские новоделы» – ОАК или ОСК отнюдь не гарантирует выживание. Даже, напротив, в случае, если предприятие сопротивляется чрезмерной интеграции, его могут, судя по всему, банкротить и намеренно, как это видно из иска ОСК к предприятию, в ОСК же и входящему.
38. ЗАО «КУЗБАССЭЛЕМЕНТ»
(1942 – 2008)
39. ИРКУТСКИЙ ЗАВОД РАДИОПРИЕМНИКОВ
(1945 – 2007)
40. ЗАВОД ТОЧНОГО ЛИТЬЯ «ЦЕНТРОЛИТ»
(1963–2009)
41. ХОРСКИЙ БИОХИМ (ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ)
(1982–1997 )
42. ТОМСКИЙ ПРИБОРНЫЙ ЗАВОД
(1961–2007)
43. СИВИНИТ (КРАСНОЯРСК)
(197?–2004)
44. КРАСНОЯРСКИЙ ЗАВОД ТЕЛЕВИЗОРОВ
(1952–2003)
45. ЗАВОД «ДИНАМО» (МОСКВА)
(1897–2009)
46. ОРЛОВСКИЙ ЗАВОД УПРАВЛЯЮЩИХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН ИМ. К.Н. РУДНЕВА
(1968–2006) завод УВМ им. Руднева сумел довольно быстро наладить производство электронно-вычислительной техники и уже к концу 80-х годов начал серийный выпуск отечественных компьютеров «Спектр» и «Радуга», разрабатываемых в Киеве и Черновцах. Объемы производства начали исчисляться десятками тысяч штук. Они уступали западным аналогам и отставали от них на 5–7 лет, однако при надлежащем внимании к отрасли и минимальной ее поддержке это расстояние можно было сократить довольно быстро. Во всяком случае, в стране существовало бы собственное развитое компьютерное производство.
47. ОРЕНБУРГСКИЙ АППАРАТНЫЙ ЗАВОД
(1943–2009)
48. ХАБАРОВСКИЙ ЗАВОД «ЕВГО»
(2000–2009)
49. УЛЬЯНОВСКИЙ РАДИОЛАМПОВЫЙ ЗАВОД
(1959–2003)
50. ЗАВОД ИМ. КОЗИЦКОГО, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
(1853) Комментарий «ЭФГ»: Завод им. Козицкого пока, слава богу, продолжает существовать, и его еще не постигла судьба московского «Рубина» (см. «ЭФГ» № 29/2011), хотя, как мы видим, в основном производит пеноупаковку, тару для «Кока-Колы» и фрезерно-токарные работы. (Завод возлагал определенные надежды на проект внедрения цифрового телевидения в России и вместе с другими петербургскими радиоэлектронщиками еще в 2007 году создал даже проект почти полного цикла: от производства оборудования для генерирования сигнала и студийного оборудования до антенн, передающих и приемных устройств. Однако это пока до сих пор всего лишь незавершенный проект, у которого есть мощные конкуренты в США, Европе и Китае. А у конкурентов – мощные лоббисты, из числа тех чиновников в России, что больше любят рынок, чем отечественное производство. Да и спутники наши стали падать слишком часто.)
Аналогичная судьба постигла, к примеру, еще два высокотехнологичных предприятия: Рязанский завод счетно-аналитических машин, где еще в середине 90-х производились советские компьютеры «Искра» и «Партнер» (ныне на площадях завода развернуто производство замков и фурнитуры под маркой «Border»), и Саранский телевизорный завод, производивший телевизоры «Спектр» и «Лайме» (предприятие ныне трудится на ниве создания пластиковой тары для торговли, животноводства и птицеводства).
При этом сохранение юридических лиц де-факто несуществующих или перепрофилированных предприятий дает нынешним хозяевам возможность использовать их бренды в рекламной деятельности, а чиновникам и политическому руководству страны – создавать фальшивую шумиху о сохранении отечественных высоких технологий. Все довольны.
51. СИБЭЛЕКТРОСТАЛЬ, КРАСНОЯРСК
(1952–2008)
52. УСОЛЬЕ-СИБИРСКИЙ ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ЗАВОД (УСХФЗ), ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
(1970–20??) Некогда носил неофициальное, но гордое название «Главная аптека Сибири». В 1970–1980 гг. производил субстанции для заводов всего СССР – сырье для фармацевтики, фармацевтических препаратов.
Первым лекарством, которое выпустил Усольский химико-фармацевтический комбинат в 1971 году, был анальгин.
Также здесь производился всемирно известный кровоостанавливающий препарат «Феракрил» – результат работы ученых Иркутского института химии РАН. Его стали использовать в медицине еще в 70-е годы, но после закрытия предприятия производить препарат больше было некому.
Завод не один раз находился на грани банкротства, менял собственников, полностью прекращал выпуск готовых лекарственных средств. В данный момент от огромного производства осталось лишь несколько действующих цехов. Большинство производственных линий и цехов находятся в аварийном состоянии.
53. ОРЕНБУРГСКИЙ КОМБИНАТ ШЕЛКОВЫХ ТКАНЕЙ «ОРЕНБУРГСКИЙ ТЕКСТИЛЬ»
(1972–2004)
54 БАРЫШСКАЯ ФАБРИКА им. ГЛАДЫШЕВА, УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
(1825–2005)
55. ЛЬНООБЪЕДИНЕНИЕ им. И.Д. ЗВОРЫКИНА, КОСТРОМА
(1939–2011)
56. КАМЫШИНСКИЙ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ ИМЕНИ КОСЫГИНА, ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
(1955–201?)
57. ТРЁХГОРНАЯ МАНУФАКТУРА, МОСКВА
(1799–201?) Именно под нытье про спасение российского производства в 2008 г. структуры Дерипаски получили огромную государственную помощь, спасшую Олега margin call Владимировича от заслуженного банкротства.
Затем ситуация изменилась – в Москве новый мэр, да и вообще – какое на фиг производство, тут надо быстро денег заработать. В общем, в рамках «развития» был привлечен десант юристов и менеджеров из провинции, главной задачей которых, видимо, стало уволить всех. Начали с художников и технологов – предлагали писать по собственному желанию, "иначе всё равно по статье уволим". Затем пришел черед оборудования – уникальные станки фирмы Rieter , которые всё время хотели выкупить пакистанские, индийские и узбекские текстильные группы, решили просто быстро демонтировать, а всем прядильщицам выдали уведомления об увольнении.
Ликвидация прядилки – это конец Трёхгорки, она будет пригодна лишь для упаковки дешевой китайской ткани в русские коробки с гордой надписью. Одновременно встанет комбинат в Гаврилов-Яме – градообразующее предприятие в райцентре Ярославской области, который Трёхгорка обеспечивала сырьем. Но эти мелочи не угнетают великого алюминиевого комбинатора. Его задача на сегодня – сломав производство на Трёхгорке и сконцентрировав весь пакет акций (на данный момент – около одной трети), сделать вид, что всё случилось само собой и нет другого выхода, кроме как построить офисно-жилой комплекс с лофтами в здании старинной фабрики. Сейчас там уже открылся гламурнейший бассейн с фитнес-клубом и функционирует другой ценнейший объект – офис «знатной ткачихи» Полины Валентиновны Дерипаски-Юмашевой. В дальнейшем для развития русского текстиля с губернатором Ярославской области согласован вопрос о завозе в Гаврилов-Ям по квоте нескольких сотен граждан Вьетнама.
58. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РАДИОЗАВОД,
Комсомольск-на-Амуре
(1993–2009)
59. ВЕЛОЗАВОД, Йошкар-Ола
(1950–2006)
60. ВЕЛОЗАВОД, Нижний Новгород
(1940–2007)
61. ПЕРМСКИЙ «ВЕЛОЗАВОД»
(1939 – 2006)
62. По Перми: был уничтожен лакокрасочный завод, оборонный завод им. Дзержинского (масляные сепараторы для всего флота, в том числе военно-морского, охлаждающие системы для подлодок и пр., плюс мелкосерийное производство – мотопил) В упадок пришли НПО им. Кирова (Пермский пороховой завод) и НИИПМ, единственные в стране, производящие топливо для ракет морского базирования (кстати, из 15 пороховых заводов в РФ осталось только 3, на 2 оставшихся положение еще хуже, чем в Перми). Почил в бозе завод АДС (автоматическая дальняя связь), ныне "Морион". Там сегодня продают автомобили. При Путине "Галоген" и ГИПХ утратили оборонное значение.
При Путине был продан торгашам самый крупный корпус оборонного электроприборного завода, Китаю и Индии проданы технологии производства оптоволоконных гироскопов, которые производит завод; численность работников завода стала менее 1000 человек.
При Путине исчезло оборонное КБ "Темп" при Пермском политехническом институте. При Путине добили судоремонтный и судостроительный заводы.
При Путине Пермь лишилась практически всех портов, речного и смешанного флота. В здании Камского речного пароходства – выставочный зал для нового "искусства", торговые точки.
При Путине было уничтожено ВКИУ – Высшее командно-инженерное училище (ракетчики). Борис ИХЛОВ,
объединение «Рабочий»
63. ПРОЛЕТАРСКИЙ ЗАВОД, С.-Петербург
(1826 – 201?) Известно, что структуры, близкие к «Газпромбанку», интересовались покупкой акций «Пролетарского завода», но в начале 2011 года от этих планов отказались, так как основной реальный владелец предприятия – банкир Александр Гительсон до сих пор разыскивается по делу о выводе средств из своих банков.
64. БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД
(1856 – 2011)
64. СИБТЯЖМАШ. КРАСНОЯРСК
(1941 – 2011)
65. «ХИМПРОМ».ВОЛГОГРАД
(1931 – 2010)